Т/ф: (495) 517-97-73
(многоканальный)
Оптовый рынок электронной энергии и мощности (ОРЭ) представляет собой систему договорных отношений совокупы его участников (субъектов), связанных меж собой единством технологического процесса производства, передачи, рассредотачивания и употребления электроэнергии в ЕЭС Рф. Субъектами ОРЭ являются организации, осуществляющие куплю-продажу электроэнергии (мощности) и (либо) предоставляющие инфраструктурные услуги на ОРЭ (системный оператор - ОАО «-СО-ЦДУ ЕЭС»- и федеральная сетевая компания - ОАО «-ФСК ЕЭС»-).
За компанию купли-продажи электроэнергии на оптовом рынке (торговой системы оптового рынка) отвечает, сделанное в согласовании с ФЗ «-Об электроэнергетике»-, Некоммерческое Партнерство «-Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии и мощности»- - НП «-АТС»-. Система расчетов меж участниками ОРЭ обеспечивает клиринговая компания, учрежденная НП «-АТС»- - ЗАО «-Центр денежных расчетов»-.
В течение переходного периода оптовая торговля электроэнергией (мощностью) на рынке осуществляется в 2-ух секторах: секторе свободной торговли (ССТ) и регулируемом секторе (РС). В рамках РС также осуществляется купля-продажа отклонений меж фактическим и запланированным созданием (потреблением) электроэнергии - балансирующий рынок.
Потребители, вышедшие в регулируемый сектор ОРЭ могут получать 100% электроэнергии на оптовом рынке. Объемы планового употребления таких участников врубаются в раз в год утверждаемый ФСТ Рф баланс электроэнергии и мощности. Данные потребители вправе получать 30% собственного объема на ССТ по нерегулируемым ценам.
Производители электроэнергии (генерирующие компании) продают производимую ими электроэнергию на регулируемом секторе в объеме, включенном ФСТ Рф в баланс электроэнергии и мощности. Дополнительные объемы в размере до 15% от установленной мощности генерирующего оборудования электрических станций производители электроэнергии (генерирующие компании) вправе продавать в ССТ.
Потребители, вышедшие лишь на ССТ (т.н. «-частичные»- участники ССТ), могут получать до 30% требуемого объема электроэнергии на ССТ по нерегулируемой цены. Остальной объем электроэнергии такие потребители получают на розничном рынке, обычно, у сбытовой компании, образовавшейся в процессе реорганизации АО-энерго.
Потребители ССТ и РС вправе получать весь объем электроэнергии соответственно на розничном рынке либо регулируемом секторе. Такая возможность ограничивает рост цены ССТ, обычно, до цены регулируемого сектора ОРЭ.
В течение Две тысячи 5 года длился процесс формирования конкурентноспособного рынка электроэнергии. В согласовании с законодательством об электроэнергетике, все компании, совмещающие естественно-монопольные и потенциально конкурентноспособные виды деятельности, должны их поделить. К потенциально конкурентноспособным видам деятельности относятся создание и купля-продажа электроэнергии, к естественно - монопольным - оказание услуг по передаче электронной энергии и оперативно-диспетчерскому управлению. В согласовании с данной нормой, направленной на развитие конкуренции, все компании, совмещающие обозначенные виды деятельности, должны их поделить до Один апреля Две тысячи 6 года. ФАС Рф, в согласовании с решениями Междуведомственной комиссии по реформированию электроэнергетики, производит мониторинг процессов разделения видов деятельности, оказывает содействие компаниям электроэнергетики в целях обеспечения выполнения требований законодательства, также ведет разъяснительную работу посреди таких компаний.
В согласовании с решениями Правительства Русской Федерации, Совета Директоров ОАО РАО «-ЕЭС Рф»- осуществляется реструктуризация холдинга ОАО РАО «-ЕЭС Рф»-.
По состоянию на конец Две тысячи 5 года Советом директоров ОАО РАО «-ЕЭС Рф»- утверждены проекты реформирования Шестьдесят семь из 70 два АО-энерго. На сто процентов завершена реализация 60% проектов реорганизации АО-энерго (43 компании). Базисный проект реформирования АО-энерго подразумевает разделение активов каждой компании на Четыре общества:
«- генерирующую компанию (ГК),
«- энергосбытовую компанию (ЭСО),
«- распределительную сетевую компанию (РСК),
«- магистральную сетевую компанию (МСК).
Также функции оперативно-диспетчерского управления, осуществляемые региональными диспетчерскими управлениями (РДУ) были ранее переданы от АО-энерго ОАО «-СО-ЦДУ ЕЭС»- - системному оператору.
Активы РГК нескольких АО-энерго будут консолидированы в территориальные генерирующие компании (ТГК), активы ЭСО в течение Две тысячи 6 года будут находиться в управлении ТГК , активы РСК АО-энерго на местности федеральных округов будут объединены в межрегиональные распределительные компании (МРСК), МСК будут объединены в холдинг Федеральной сетевой компании - ОАО «-ФСК ЕЭС»-.
Все обозначенные компании - ТГК, ЭСО, МРСК и ФСК ЕЭС станут либо уже стали субъектами оптового рынка электроэнергии. ТГК - в роли поставщиков электроэнергии, ЭСО - в роли покупателей, а МРСК и ФСК - в качестве потребителей в объемах покупки утрат электроэнергии в собственных сетях.
Но антимонопольную службу волнует поведение, сначала, генерирующих компаний, которые своими действиями могут ограничить конкурентнсть на оптовом рынке. Так, на базе активов АО-энерго будет сотворено Четырнадцать ТГК. Также большие электростанции, обычно, действующие в качестве акционерных обществ, будут объединены в - 6 «-тепловых»- оптовых генерирующих компаний (ОГК) на базе большущих ГРЭС, Один ОГК на базе гидроэлектростанций. Всего - 20 один генерирующая компания.
Генерирующие компании сформированы с учетом большего ограничения рыночной силы, т.е. конфигурация разработана таким макаром, чтоб непринципиально какая из ОГК и ТГК могла оказать меньшее воздействие на цены оптового рынка электроэнергии. Обозначенная конфигурация генерирующих компаний прошла независимую оценку по заказу ФАС Рф и в целом признана как допустимая исходя из убеждений сотворения нюанс для развития реальной конкуренции на оптовом рынке.
Все же, способности для неконкурентных действий на оптовом рынке - манипуляции ценами, могут показаться фактически у каждой из ТГК либо ОГК. Такие способности будут появляться в разные периоды времени зависимо от объема спроса и предложения электроэнергии, сетевых ограничений для передачи электроэнергии в определенных зонах. Обозначенные происшествия в свою очередь определяются погодными качествами, графиками планового и внепланового ремонта сетевого и генерирующего оборудования, ценами на горючее и другими факторами. Конкретно по этой причине главная роль в данном анализе уделена производственным и корпоративным результатам генерирующих компаний - основным объектам антимонопольного контроля на рынке электроэнергии.
Также посреди главных итогов реформирования можно выделить:
«- Начало работы сектора свободной торговли ОРЭ на местности Сибири.
«- Начало работы освеженной модели сектора отклонений ОРЭ - балансирующего рынка. Отбор поставщиков тут делается в режиме реального времени, что позволяет очень сблизить рыночные механизмы торговли электроэнергией и технологию управления энергетическими режимами.
«- Рост количества участников ОРЭ. По состоянию на конец Две тысячи 5 года всего присоединились к торговой системе НП «-АТС»- Двести 30 участников. Из их Восемьдесят 5 - независящие от ОАО РАО «-ЕЭС Росси»- организации. В торгах участвовали 100 20 девять субъектов. Толика ССТ от совокупного объема генерации по местности Европейской части Рф и Урала составила 10%, по местности ценовой зоны Сибири - 2,7%.
«- Принятие Семь декабря Две тысячи 5 Правительством РФ Постановления №738 «-О порядке формирования источника средств на оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей по производству электронной энергии в целях предотвращения появления недостатка электронной мощности»-, который сформировывает правовую базу для гарантирования инвестиций, определяет механизмы отбора вкладывательных проектов при строительстве производственных мощностей для предотвращения недостатка электронной мощности.
ФАС Рф воспринимал активное роль в формировании нормативной базы реформирования электроэнергетики, а конкретно в согласовании:
1. Постановления Правительства РФ от Семь декабря Две тысячи 5 №738 «-О порядке формирования источника средств на оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей по производству электронной энергии в целях предотвращения появления недостатка электронной мощности»- (принято Правительством РФ, с замечаниями ФАС Рф)-
2. Всеохватывающего плана реформирования электроэнергетики (готовил МЭРТ, согласован после внесения замечаний ФАС Рф, возвращен Аппаратом Правительства на доработку с учетом декабрьского заседания правительства по реформе)-
3. Постановления Правительства РФ «-Об утверждении правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходном периоде реформирования электроэнергетики»- (находится на согласовании в Минюсте)-
4. Постановления Правительства РФ «-О правилах заключения и выполнения общественных договоров на оптовых и розничных рынках электроэнергии и примерном договоре поставки электроэнергии потребителям»- (находится на согласовании в Минюсте)-
5. Конфигураций в Постановление Правительства РФ от 20 6 февраля Две тысячи четыре года №109 «-О ценообразовании в отношении электронной и термический энергии в РФ»- (создано ФСТ Рф, на данном шаге на согласовании в ФАС Рф)-
6. Постановления Правительства РФ «-О порядке принятия решений ФСТ Рф»- (замечания ФАС учтены отчасти, подписан протокол разногласий, Аппарат Правительства РФ возвратил на доработку в ФСТ)-
7. Проекта ФЗ «-Об особенностях владения, использования и распоряжения имуществом эксплуатирующих организаций атомных станций РФ по акционированию ФГУП «-Концерн Росэнергоатом»- и проекта Указа Президента РФ «-Об изменении организационно-правовой формы ФГУП «-Российский городской концерн по производству электронной и термический энергии на атомных станциях»- (находится на доработке)-
8. Проекта Постановления Правительства РФ «-Правила воплощения антимонопольного контроля на оптовом и розничном рынке электронной энергии (мощности)»- (разработаны ФАС, поддержаны всеми согласующими ведомствами концептуально, но отсутствуют основания для их принятия в ФЗ, готовятся надлежащие конфигурации в ФЗ)
9. Конфигураций в Постановление Правительства РФ от 20 четыре октября 2003г. №643 «-О правилах оптового рынка электронной энергии (мощности) переходного периода»-, которые положили начало для функционирования сектора свободной торговли (ССТ) во 2-ой ценовой зоне (зона Сибири) и балансирующего рынка электроэнергии.
10. Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электронным сетям (утверждены Приказом ФСТ Рф от 15.02.05. 22-э/5 )
11. Приказа ФСТ Рф от 20 три августа Две тысячи 5 №392 «-О присвоении статуса субъекта оптового рынка - участника воззвания электронной энергии на регулируемом секторе оптового рынка акционерным обществам, создаваемым в процессе реформирования организации, и исключении акционерных обществ из списка организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электронной энергии (мощности), тарифы на электронную энергии для которых инсталлируются федеральной службой по тарифам»- (разработчик - ФСТ Рф).