Т/ф: (495) 517-97-73
(многоканальный)


Оптовый рынок электронной энергии и мощности (ОРЭ) представляет собой систему договорных отношений совокупы его участников (субъектов), связанных меж собой единством технологического процесса производства, передачи, рассредотачивания и употребления электроэнергии в ЕЭС Рф. Субъектами ОРЭ являются организации, осуществляющие куплю-продажу электроэнергии (мощности) и (либо) предоставляющие инфраструктурные услуги на ОРЭ (системный оператор - ОАО &laquo-СО-ЦДУ ЕЭС&raquo- и федеральная сетевая компания - ОАО &laquo-ФСК ЕЭС&raquo-).


За компанию купли-продажи электроэнергии на оптовом рынке (торговой системы оптового рынка) отвечает, сделанное в согласовании с ФЗ &laquo-Об электроэнергетике&raquo-, Некоммерческое Партнерство &laquo-Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии и мощности&raquo- - НП &laquo-АТС&raquo-. Система расчетов меж участниками ОРЭ обеспечивает клиринговая компания, учрежденная НП &laquo-АТС&raquo- - ЗАО &laquo-Центр денежных расчетов&raquo-.
В течение переходного периода оптовая торговля электроэнергией (мощностью) на рынке осуществляется в 2-ух секторах: секторе свободной торговли (ССТ) и регулируемом секторе (РС). В рамках РС также осуществляется купля-продажа отклонений меж фактическим и запланированным созданием (потреблением) электроэнергии - балансирующий рынок.
Потребители, вышедшие в регулируемый сектор ОРЭ могут получать 100% электроэнергии на оптовом рынке. Объемы планового употребления таких участников врубаются в раз в год утверждаемый ФСТ Рф баланс электроэнергии и мощности. Данные потребители вправе получать 30% собственного объема на ССТ по нерегулируемым ценам.
Производители электроэнергии (генерирующие компании) продают производимую ими электроэнергию на регулируемом секторе в объеме, включенном ФСТ Рф в баланс электроэнергии и мощности. Дополнительные объемы в размере до 15% от установленной мощности генерирующего оборудования электрических станций производители электроэнергии (генерирующие компании) вправе продавать в ССТ.
Потребители, вышедшие лишь на ССТ (т.н. &laquo-частичные&raquo- участники ССТ), могут получать до 30% требуемого объема электроэнергии на ССТ по нерегулируемой цены. Остальной объем электроэнергии такие потребители получают на розничном рынке, обычно, у сбытовой компании, образовавшейся в процессе реорганизации АО-энерго.
Потребители ССТ и РС вправе получать весь объем электроэнергии соответственно на розничном рынке либо регулируемом секторе. Такая возможность ограничивает рост цены ССТ, обычно, до цены регулируемого сектора ОРЭ.

2. Реформирование электроэнергетики в 2005 году


В течение Две тысячи 5 года длился процесс формирования конкурентноспособного рынка электроэнергии. В согласовании с законодательством об электроэнергетике, все компании, совмещающие естественно-монопольные и потенциально конкурентноспособные виды деятельности, должны их поделить. К потенциально конкурентноспособным видам деятельности относятся создание и купля-продажа электроэнергии, к естественно - монопольным - оказание услуг по передаче электронной энергии и оперативно-диспетчерскому управлению. В согласовании с данной нормой, направленной на развитие конкуренции, все компании, совмещающие обозначенные виды деятельности, должны их поделить до Один апреля Две тысячи 6 года. ФАС Рф, в согласовании с решениями Междуведомственной комиссии по реформированию электроэнергетики, производит мониторинг процессов разделения видов деятельности, оказывает содействие компаниям электроэнергетики в целях обеспечения выполнения требований законодательства, также ведет разъяснительную работу посреди таких компаний.
В согласовании с решениями Правительства Русской Федерации, Совета Директоров ОАО РАО &laquo-ЕЭС Рф&raquo- осуществляется реструктуризация холдинга ОАО РАО &laquo-ЕЭС Рф&raquo-.
По состоянию на конец Две тысячи 5 года Советом директоров ОАО РАО &laquo-ЕЭС Рф&raquo- утверждены проекты реформирования Шестьдесят семь из 70 два АО-энерго. На сто процентов завершена реализация 60% проектов реорганизации АО-энерго (43 компании). Базисный проект реформирования АО-энерго подразумевает разделение активов каждой компании на Четыре общества:
&laquo- генерирующую компанию (ГК),
&laquo- энергосбытовую компанию (ЭСО),
&laquo- распределительную сетевую компанию (РСК),
&laquo- магистральную сетевую компанию (МСК).
Также функции оперативно-диспетчерского управления, осуществляемые региональными диспетчерскими управлениями (РДУ) были ранее переданы от АО-энерго ОАО &laquo-СО-ЦДУ ЕЭС&raquo- - системному оператору.
Активы РГК нескольких АО-энерго будут консолидированы в территориальные генерирующие компании (ТГК), активы ЭСО в течение Две тысячи 6 года будут находиться в управлении ТГК , активы РСК АО-энерго на местности федеральных округов будут объединены в межрегиональные распределительные компании (МРСК), МСК будут объединены в холдинг Федеральной сетевой компании - ОАО &laquo-ФСК ЕЭС&raquo-.
Все обозначенные компании - ТГК, ЭСО, МРСК и ФСК ЕЭС станут либо уже стали субъектами оптового рынка электроэнергии. ТГК - в роли поставщиков электроэнергии, ЭСО - в роли покупателей, а МРСК и ФСК - в качестве потребителей в объемах покупки утрат электроэнергии в собственных сетях.
Но антимонопольную службу волнует поведение, сначала, генерирующих компаний, которые своими действиями могут ограничить конкурентнсть на оптовом рынке. Так, на базе активов АО-энерго будет сотворено Четырнадцать ТГК. Также большие электростанции, обычно, действующие в качестве акционерных обществ, будут объединены в - 6 &laquo-тепловых&raquo- оптовых генерирующих компаний (ОГК) на базе большущих ГРЭС, Один ОГК на базе гидроэлектростанций. Всего - 20 один генерирующая компания.
Генерирующие компании сформированы с учетом большего ограничения рыночной силы, т.е. конфигурация разработана таким макаром, чтоб непринципиально какая из ОГК и ТГК могла оказать меньшее воздействие на цены оптового рынка электроэнергии. Обозначенная конфигурация генерирующих компаний прошла независимую оценку по заказу ФАС Рф и в целом признана как допустимая исходя из убеждений сотворения нюанс для развития реальной конкуренции на оптовом рынке.
Все же, способности для неконкурентных действий на оптовом рынке - манипуляции ценами, могут показаться фактически у каждой из ТГК либо ОГК. Такие способности будут появляться в разные периоды времени зависимо от объема спроса и предложения электроэнергии, сетевых ограничений для передачи электроэнергии в определенных зонах. Обозначенные происшествия в свою очередь определяются погодными качествами, графиками планового и внепланового ремонта сетевого и генерирующего оборудования, ценами на горючее и другими факторами. Конкретно по этой причине главная роль в данном анализе уделена производственным и корпоративным результатам генерирующих компаний - основным объектам антимонопольного контроля на рынке электроэнергии.
Также посреди главных итогов реформирования можно выделить:
&laquo- Начало работы сектора свободной торговли ОРЭ на местности Сибири.
&laquo- Начало работы освеженной модели сектора отклонений ОРЭ - балансирующего рынка. Отбор поставщиков тут делается в режиме реального времени, что позволяет очень сблизить рыночные механизмы торговли электроэнергией и технологию управления энергетическими режимами.
&laquo- Рост количества участников ОРЭ. По состоянию на конец Две тысячи 5 года всего присоединились к торговой системе НП &laquo-АТС&raquo- Двести 30 участников. Из их Восемьдесят 5 - независящие от ОАО РАО &laquo-ЕЭС Росси&raquo- организации. В торгах участвовали 100 20 девять субъектов. Толика ССТ от совокупного объема генерации по местности Европейской части Рф и Урала составила 10%, по местности ценовой зоны Сибири - 2,7%.
&laquo- Принятие Семь декабря Две тысячи 5 Правительством РФ Постановления №738 &laquo-О порядке формирования источника средств на оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей по производству электронной энергии в целях предотвращения появления недостатка электронной мощности&raquo-, который сформировывает правовую базу для гарантирования инвестиций, определяет механизмы отбора вкладывательных проектов при строительстве производственных мощностей для предотвращения недостатка электронной мощности.

3. Нормативное обеспечение реформирования электроэнергетики

ФАС Рф воспринимал активное роль в формировании нормативной базы реформирования электроэнергетики, а конкретно в согласовании:
1. Постановления Правительства РФ от Семь декабря Две тысячи 5 №738 &laquo-О порядке формирования источника средств на оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей по производству электронной энергии в целях предотвращения появления недостатка электронной мощности&raquo- (принято Правительством РФ, с замечаниями ФАС Рф)-
2. Всеохватывающего плана реформирования электроэнергетики (готовил МЭРТ, согласован после внесения замечаний ФАС Рф, возвращен Аппаратом Правительства на доработку с учетом декабрьского заседания правительства по реформе)-
3. Постановления Правительства РФ &laquo-Об утверждении правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходном периоде реформирования электроэнергетики&raquo- (находится на согласовании в Минюсте)-
4. Постановления Правительства РФ &laquo-О правилах заключения и выполнения общественных договоров на оптовых и розничных рынках электроэнергии и примерном договоре поставки электроэнергии потребителям&raquo- (находится на согласовании в Минюсте)-
5. Конфигураций в Постановление Правительства РФ от 20 6 февраля Две тысячи четыре года №109 &laquo-О ценообразовании в отношении электронной и термический энергии в РФ&raquo- (создано ФСТ Рф, на данном шаге на согласовании в ФАС Рф)-
6. Постановления Правительства РФ &laquo-О порядке принятия решений ФСТ Рф&raquo- (замечания ФАС учтены отчасти, подписан протокол разногласий, Аппарат Правительства РФ возвратил на доработку в ФСТ)-
7. Проекта ФЗ &laquo-Об особенностях владения, использования и распоряжения имуществом эксплуатирующих организаций атомных станций РФ по акционированию ФГУП &laquo-Концерн Росэнергоатом&raquo- и проекта Указа Президента РФ &laquo-Об изменении организационно-правовой формы ФГУП &laquo-Российский городской концерн по производству электронной и термический энергии на атомных станциях&raquo- (находится на доработке)-
8. Проекта Постановления Правительства РФ &laquo-Правила воплощения антимонопольного контроля на оптовом и розничном рынке электронной энергии (мощности)&raquo- (разработаны ФАС, поддержаны всеми согласующими ведомствами концептуально, но отсутствуют основания для их принятия в ФЗ, готовятся надлежащие конфигурации в ФЗ)
9. Конфигураций в Постановление Правительства РФ от 20 четыре октября 2003г. №643 &laquo-О правилах оптового рынка электронной энергии (мощности) переходного периода&raquo-, которые положили начало для функционирования сектора свободной торговли (ССТ) во 2-ой ценовой зоне (зона Сибири) и балансирующего рынка электроэнергии.
10. Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электронным сетям (утверждены Приказом ФСТ Рф от 15.02.05. 22-э/5 )
11. Приказа ФСТ Рф от 20 три августа Две тысячи 5 №392 &laquo-О присвоении статуса субъекта оптового рынка - участника воззвания электронной энергии на регулируемом секторе оптового рынка акционерным обществам, создаваемым в процессе реформирования организации, и исключении акционерных обществ из списка организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электронной энергии (мощности), тарифы на электронную энергии для которых инсталлируются федеральной службой по тарифам&raquo- (разработчик - ФСТ Рф).